Официальный сайт Кадетской школы Липецкой области RSS




Липецкий кадет

Официальный сайт Кадетской школы Липецкой области

Безопасность и Здоровье

Безопасность

 

"Здоровье на 5"

Организация питания

Создание условий для комплексной безопасности учащихся, кадет и воспитанников, комфортных условий обучения в школе - одно из приоритетных направлений Кадетской школы.

Приоритетными направлениями в области безопасности, антитеррористической защищенности являются:

  • обобщение и анализ практики работы всех уровней работников школы в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие угрозы;
  • повышение инженерно-технической и физической защищенности образовательного учреждения с привлечением государственных и негосударственных охранных структур;
  • обучение руководящего состава школы планированию, практической реализации мероприятий по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности учреждения; подготовка педагогического коллектива и обучающихся по вопросам  личной  и коллективной безопасности;
  • совершенствование системы взаимодействия с правоохранительными органами, МЧС и государственными структурами по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности Кадетской школы во время образовательного процесса и при проведении массовых мероприятий;
  • предупреждение преступлений и проведение профилактических мер среди несовершеннолетних и обучающихся;
  • расширение форм и методов работы со средствами массовой информации по вопросам обеспечения безопасности детей в образовательном учреждении;
  • целенаправленная работа с родительской общественностью о возросшей необходимости повышения ответственности и активности их в деле воспитания у детей бдительности, соблюдения норм общественного поведения и требований безопасности;
  • повышение степени ответственности администрации и педагогического коллектива за обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности в образовательном учреждении;
  • дальнейшее совершенствование и развитие системы охраны за счет привлечения спонсорских средств. создание методической базы необходимой документации по вопросам обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности в школе
  • создание специализированных кабинетов: ОБЖ, полиции, МЧС, - оснащенных соответствующим учебным оборудованием, информационными материалами; 

Приоритетными направлениями в области создания комфортных условий обучения в школе, содействующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся являются:

  • создание здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды обучения в школе в целом, и в каждом учебном кабинете;
  • организация оптимального отдыха учащихся в образовательном учреждении во внеурочное время;
  • профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата учащихся;
  • духовно-нравственное здоровье и воспитание учащихся;
  • формирование навыков безопасности жизнедеятельности с использованием инновационных педагогических технологий и технического оборудования в урочное и внеурочное время;
  • оснащение спортивного зала и организация учебного процесса по предмету «Физическая культура» с использованием современных педагогических и спортивных технологий;
  • создание и оснащение кабинета психологической поддержки учащихся и организация на его основе Службы психологической поддержки учащихся, учителей и родителей;
  • материально-техническое обеспечение проведения мониторинга состояния здоровья учащихся;
  • создание современного класса информатики с обеспечением санитарно-гигиенических условий работы;
  • обеспечение организации горячего двух-, трехразового питания учащихся.

Всемирная организация здравоохране­ния (ВОЗ) рассматривает здоровье как по­зитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет его как со­стояние полного физического, духовного (психологического) и социального благопо­лучия, а не только как отсутствие болез­ней и инвалидности.

В современном научном понимании пока­зателями здоровья школьников являются:
- соответствующий возрасту уро­вень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно-сосудистой, ды­хательной, костно-мышечной);
- гармоничное физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня;
- быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (за­нятия в школе, отдых в туристиче­ском походе и т. д.);
- высокая умственная и физическая работоспособность (без напряже­ния заниматься в школе);
- отсутствие болезней в течение го­да, либо кратковременная болезнь (не более 5—7 дней) с полным выздо­ровлением.

Здоровый образ жизни - мобильное со­четание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответст­вуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально-профес­сиональных функций.

Здоровье подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий её развитие в будущем. Сегодня безопасность страны, поли­тическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной при­чинно-следственной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подрост­ков, молодёжи. По мнению большинства исследователей данной проблемы, именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наиболь­шую тревогу и опасения. Стратегические направления государственной полити­ки в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируют­ся федеральным и региональным законами «Об образовании», Семейным ко­дексом Российской Федерации, «Основами законодательства Российской Фе­дерации об охране здоровья граждан», отражены в концепции модернизации российского образования.
Так, по данным Министерства образования и науки РФ, за последние 5 лет первичная заболеваемость детей увеличилась в среднем по стране на 12%, подростков - на 35%. Частота онкологических заболеваний возросла на 14%, болезней эндокринной системы - на 29,8%, болезней крови - на 36,2%, астмы - на 43%, болезней органов пищеварения - на 22,6%. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад в росте, окружности грудной клетки, динамометрии. Сравнительный анализ параметров физическо­го развития старшеклассников свидетельствует о снижении среднепопуляционного показателя массы тела, возрастании на 10-13% числа лиц, имеющих ас­теническое телосложение, уменьшение роста на 0,5-1,5 см, окружности груд­ной клетки - на 4,5-8,5 см. Установлен регресс силовых возможностей по ди­намометрии правой кисти на 2,7-4,9 кг. Это говорит о заметной физической де­градации юного поколения за последние несколько лет.

Проблемы, которыми страдает общество (курение, наркомания, токсикома­ния, алкоголизм и др.), не обходят стороной и старшеклассников. Исследования показали, что в подростковом возрасте курят 40% мальчиков и 30% девочек, а среди старшеклассников более 80% периодически употребляют алкоголь. По дан­ным социологических и медицинских исследований, с 1991 по 1997 год в 21 раз возросла заболеваемость сифилисом, в 12 раз чаще выявляется наркотическая зависимость. Если в 1991 году не были выявлены случаи алкоголизма у подрост­ков, то в 1997 на каждую тысячу приходится 24 алкоголика-подростка. Быстрое половое созревание и условия социума, способствующие более раннему началу половой жизни, привели к возникно­вению нового для нашего общества явления - «подросткового материн­ства», что негативно отражается как на здоровье незрелых во всех отно­шениях матерей, так и на рождённых ими детях.

Таким образом, в нашей стра­не за последние годы сформирова­лась устойчивая тенденция к росту распространения среди подростков вредных привычек, сопряжённых с риском для здоровья. Многие про­блемы, связанные со здоровьем на­ции, лежат в экономической, полити­ческой, организационной и других сферах (падение уровня жизни, со­циальные потрясения, нарушение системы общедоступной и бесплат­ной медицинской помощи и пр.). При этом известно, что в системе обра­зования, как в зеркале, отражаются все социальные проблемы. Поэтому необходимо решать вопрос об ис­пользовании потенциала самой сис­темы образования: понять возмож­ности образовательного учреждения как центра здоровьесберегающего отношения к ребёнку, найти наибо­лее эффективные формы организа­ции школьной жизни, пути и средства внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки учебного процесса и снятия утом­ляемости школьников.

Период взросления, приходя­щийся на пребывание ребёнка в до­школьных учреждениях и школе, оказывается одним из периодов, в течение которого происходит ухуд­шение состояния здоровья детей и подростков, притом что именно эти годы проходят под постоянным, поч­ти каждодневным, контролем со сто­роны специалистов - педагогов. За период обучения в школе показатели здоровья ухудшаются. Так, по дан­ным ежегодных медицинских осмотров школьников в Кадетской школе фиксируются заболева­ния сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного ап­парата, нарушение зрения, увеличение щитовидной железы, лор-паталогии. Серьез­ное беспокойство вызывает заболе­ваемость органов пищеварения. Не более 20% учащихся школы относятся к числу абсолютно здоровых. Что прямо связано с недостаточным развитием здоровьесберегающей школьной среды.

Не менее важной проблемой в современной школе является здоровье самого педагога. Для реализации своей главной профессиональной цели (формирование здорового человека) педагог сам должен обладать достаточно высоким уров­нем здоровья.

Профессиональное и физическое здоровье учителя - способность организма со­хранять и активизировать компенсаторные, защитные, регупяторные механиз­мы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях профессиональной деятельности.

Исследования показывают, что для российских учителей со стажем работы более 20 лет характерно снижение всех показателей эмоциональной устойчивости, то есть че­рез 20 лет работы в школе у многих педагогов наступает та или иная степень «эмоцио­нального выгорания». У таких педагогов проявляется гиперсоциальность, то есть социальная негибкость, ги­перответственность, упрямство. И хотя для нашей школы этот показатель очень невысок, всё же он вызывает большую тревогу. Анализ количества больничных листов по­казал неблагополучие и в сфере физического здоровья педагогов: так, только 8% относятятся к категории практически здоровых; 20% умеют хрониче­ские заболевания; периодически (3-4 раза в год) болеют до 32% преподавате­лей; практически все испытывают утомление в конце рабочего дня. Учитель - представитель стрессогенной профессии - нуждается в реа­билитации. Переход на формирование в учебном заведении здорового человека требу­ет совершенствования существующих форм управления педагогической деятель­ностью учителя. Необходимо научить педагогов умениям ставить и решать оздо­ровительные задачи, планировать и применять педагогические средства, необхо­димые не только для формирования знаний и умений, но и достаточные, чтобы стимулировать обучаемых к здоровому образу жизни, вносить коррективы в обуче­ние, позволяющие добиться более высокого оздоровительного результата.

Но в ещё большей степени учителю необходимо заботиться о собственном здоровье как главном факторе повышения этой ценности в социокультурном про­странстве учебного заведения.

Вся вышеприведённая печальная статистика говорит о том, что нужна ре­альная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждо­го его члена к проблеме собственного здоровья. Необходимо, чтобы осознание необходимости сохранения и укрепле­ния здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства. 

Сегодня очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения. 

Новости
Новости
Ссылки
Ссылки
Ссылки
Новости образования
Ссылки
Календарь
Общественный портал ОДОН им Дзержинского
Лето!